ЦИФРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ

В год наши дети запускают мультфильмы на YouTube, в три побеждают папу в играх, в семь у них начинается своя жизнь в сети, а в девять они уже сами могут помочь вам разобраться с программами. Однако массу времени они проводят там, в телефоне.
Родители бьют тревогу: ни учебы, ни отдыха, ни спорта, ни общения. Они просто другие, гениальные? Или все это вредит настоящему развитию? Что в это время происходит с нервной системой? Как интернет, смартфоны и телевизор влияют на детский мозг — в чем их вред и польза?
Интернет, телевизор, смартфон, планшет, т.е. гаджеты – новая реальность нашей жизни. Реальность, которая за 20 лет изменила многовековой уклад жизни человека. Во многом техника облегчила наш быт, об этом не поспоришь, но есть и другая сторона медали.
Влияние гаджетов на здоровье человека характеризуется:
 -  как созиданием, так и разрушением социального, духовного и нравственного развития;
-  нервно – эмоциональным напряжением, связанным с влиянием информации на психику человека;
- постоянным сидячим положением (компьютер и телевизор) или длительным удержанием шеи в наклонном положении, когда мы смотрим в смартфон и планшет;
- большим зрительным напряжением (реже осуществляется моргание, работа на близком расстоянии к глазам);
- однообразными повторяющимися нагрузками на руки.

Рассмотрим некоторые факторы поподробнее:
физическое воздействие электрическим током. Перечисленные гаджеты – это электрические приборы. Обычные правила техники безопасности при обращении с электроприборами:
- не разрешать детям пользоваться смартфоном, планшетом во время зарядки устройства;
- не использовать телефон и планшет в ванной комнате;
- информационное воздействие может быть кратковременным или длительным, а причинение вреда возможно физическому, психическому, социальному, духовному и нравственному здоровью и развитию детей, воздействие перечисленных проблем на здоровье человека проявляется далеко не сразу, а лишь спустя какое-то время.

Почему гаджеты так привлекательны? На чем основана их сладость
Да, к сожалению, использование гаджетов заставляет наш мозг обманывать самого себя. В процессе активного использования смартфона или компьютерных игр в организме вырабатывается повышенное количество дофамина. Одним словом, ребенок себя чувствует радостно и спокойно.
В следующий раз, испытывая беспокойство, ребенок вновь тянется к экрану. Мозг начинает связывать его с получением удовольствия. Нетрудно догадаться, что со временем это входит в привычку и перерастает в зависимость.
 
Мышление нового поколения – клиповое
Не спешите винить ребенка в рассеянности и несобранности. Для начала проверьте, не много ли времени он проводит перед экраном.
Картинка на смартфоне или планшете, конечно, привлекает. А еще рассеивает внимание. Ссылки, игры, мультфильмы - всего одним щелчком можно сменить так много картинок, выбирай не хочу.
Современные дети испытывают проблему с концентрацией на чем-то одном. Им скучно сидеть неподвижно целых 45 минут (на уроке).  К счастью, система образования учитывает особенности развития ребенка. На смену понятийному пришло так называемое клиповое мышление – способность воспринимать информацию через ряд коротких ярких образов. Поэтому современные дошкольники и школьники отлично воспринимают материал в виде презентации из слайдов.

Перегрузка сенсорной системы
Сенсорная система ответственна за восприятие сигналов (стимулов) из окружающей или внутренней среды. Главные ее составляющие – слух, зрение, вкус, осязание и обоняние. Она дает возможность почувствовать звук, температуру, давление и другие физические свойства предметов.
С экранов дети в течение короткого промежутка времени получают слишком много сигналов и стимулов. Перегрузка сенсорной системы чревата такими последствиями, как раздражение, капризы, агрессия, истерики.
Дети, активно применяющие планшеты и телефоны, с бо́льшим трудом учатся писать, страдает мелкая и крупная моторика рук.
 
Синдром экрана
Доказано, что использование смартфона взрослым человеком после 21.00 может препятствовать выработке мелатонина, влияя на ваш цикл сна, и, в свою очередь, производительность вашей работы. Мелатонин – гормон дирижёр, он синхронизирует биоритмы и все процессы в организме. Не будет мелатонина – всё пойдёт вразнобой. Также он комплексно влияет на гормональную и иммунную систему. Устраняет депрессию, тревожность, нормализует сон. И значительно замедляет старение. Гаджеты способствуют ухудшению сна: ребенок не хочет ложиться спать, долго ворочается в постели и часто просыпается. Это связано с тем, что из-за света экрана блокируется выработка мелатонина.
 
Проверить влияние электронных устройств на сон детей можно простым методом: откажитесь от просмотра мультфильмов во второй половине дня. Эксперимент следует проводить в течение хотя бы 10 дней. Заметили изменения в лучшую сторону? Значит, вы на правильном пути.

Угроза для зрения и осанки
Больше сидения, меньше движения
Гипнотическое сидение перед экраном, конечно, не способствует физической активности, так необходимой для нормального развития ребенка. Многие из нас вынуждены вести сидячий образ жизни, не являющийся для человека естественным, а тем более для ребенка.
Нефизиологическое (сгорбленное) положение способствует развитию заболеваний спины. Это худшая из всех возможных поз для позвоночника. Длительное пребывание в положении сидя увеличивает нагрузку на шейный и поясничный отделы. Это объясняется просто: во время сидения мышцы спины расслабляются и вся нагрузка идет на позвонки.
Мультфильмы и игры не должны заменять подвижных игр и прогулок на свежем воздухе. Если ребенок уже достаточно взрослый, чтобы использовать электронные устройства самостоятельно, строго контролируйте время, проводимое «носом в экран».

Слишком много игрушек
Деревянные игрушки, прибитые к потолку, - так любят шутить о своем детстве многие их тех, кто давно вырос. Почему сегодня ребенка сложно удивить когда-то горячо любимой нами деревянной лошадкой?
Возможность смены кадров на экране развращает детей: за 1 минуту они могут увидеть десяток ярких кадров, что гораздо интереснее катания одной игрушки по полу. Именно поэтому дети так любят мультфильмы, которые при дозированном просмотре могут способствовать развитию, а при «передозировке» – вызывать эффект пресыщения.
Небольшое количество игрушек позволяет эффективно сосредоточиться, развивает творческое мышление (детям приходится думать, чем себя занять), активизирует внимание и поисковую активность. Малыш начинает кидаться игрушками и просит включить мультик? Самое время сделать паузу.
А сколько времени проводит перед экраном ваш ребенок? Наблюдаете ли вы позитивные изменения в его поведении и самочувствии после электронной «диеты»?
 
Как поступить правильно, сколько времени можно проводить ребенку с телефоном. Какие программы смотреть по телевизору? Единого ответа нет, но разум подсказывает: во всем надо знать меру. Согласно последним рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), если ребенку нет одного года, то ему в принципе не следует смотреть мультфильмы. Детям в возрасте 2-4 года можно проводить перед экраном телевизора или планшета 30-50 минут в день, то есть не более одного часа в день (речь идет о суммарном времени).  «Чем меньше, тем лучше», — отмечают в ВОЗ. 

Часто в семье нет единого мнения в рассматриваемом вопросе. Мама запрещает играть в телефоне (или смотреть долго мультики), а бабушка разрешает. Хорошо бы взрослым договориться, о едином поведении в этом вопросе. Ориентироваться нужно на то, какой результат вы хотите увидеть через 5 лет.  С взрослением   ребенка увеличивается количество задач, и требований, которые стоят перед ним,  и как следствие необходимо приложить больше усилий для решения задач, усидчивости, внимательности и целеустремленности.  Успешность в играх в телефоне не способствует развитию успешности в реальной жизни, скорее наоборот. Не успешность   в реальной жизни  все больше подвигает самоутвердиться за счет успешности в компьютерной игре. В результате увеличивается разрыв между компьютерным и реальным миром.
Как избежать этого разрыва? Ограничить время общения с телефоном. Ограничить количество игр в телефоне до одной. Время с телефоном – как вознаграждение за выполненную работу в реальной жизни.   Поддерживать позицию, что с мамой и папой, братьями  и сестрами, друзьями  всегда интересней, чем с телефоном.
Все должно быть в меру.
 Задумайтесь, как давно ваш телефон жил отдельной жизнью, в сумочке или в кармане, так, чтобы вы вспоминали о нем только по звонку или когда приходит смс? Давно, очень давно, ведь мы не пропускаем ни одного лайка в соц.сетях, непрерывно листая ленту; а так же переписываемся с друзьями, родственниками и по работе.  А дети нас просто копируют.

А теперь самое время улыбнуться, (чтобы ослабить напряжение в шее, которое невольно возникает, когда мы сосредоточенно смотри на экран) и сделать разминку:
Пролетает самолет, (раскинули руки)
С ним собрался я в полет!
(смотрим вниз)
Правое крыло отвел
(посмотрели как можно дальше вправо)
Левое крыло отвел
(посмотрели как можно дальше влево)
Я мотор завожу
(рука описывает большой круг, глазки следят за ее движением)
И внимательно гляжу!
(описываем круг в другую сторону)
Поднимаюсь и лечу,
(описываем рукой большие восьмёрки)
Возвращаться не хочу!
(следим за движением руки глазами.
Хорошего вам настроения!

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

Комитет по образованию Администрации МО Город Майкоп:

52-40-31 - Гайко Виктория Анатольевна, начальник отдела общего среднего образования.
Звонки принимаются с понедельника по четверг с 9-00 до 18-00, в пятницу с 9-00 до 17-00. Перерыв с 13-00 до 14-00

Министерство образования и науки Республики Адыгея:
52-60-26 - Борсова Зуриет Адальгериевна, начальник отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
52-60-26 - Джаримова Марина Аслановна, главный специалист-эксперт отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
52-13-08 - Мамий Мариет Сагидовна, главный специалист-эксперт отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА.
Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 9-00 до 18-00, перерыв с 13-00 до 14-00

Интернет-приемная официального сайта исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея:
http://adygheya.ru/

Приём обращений на официальном сайте МВД по Республике Адыгея:
https://01.mvd.ru/

Интернет-приёмная на официальном сайте Прокуратуры Республики Адыгея:
http://www.adygproc.ru/

Приём обращений граждан на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея:
http://01.rospotrebnadzor.ru/



Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

 

Яндекс.Метрика

Ссылки на образовательные ресурсы