Подготовила: воспитатель

Полищук А.В.

 

Интеграция и социализация  детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве.

    

В последнее время наблюдается увеличение числа детей с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья и развития, т.е. имеющих особые образовательные потребности. Система образования предоставляет таким детям широкие возможности для получения специализированной ранней помощи и психолого-педагогического сопровождения.  Ребенка с ОВЗ часто характеризует слабость и неустойчи­вость намерений, которые проявляются в том, что ребенок не испытывает желания активно действовать, а склонен к короткой и близкой мотивации. Ребенок с ОВЗ зачастую не доводит до конца задуманное и начатое дело, забывает о нем.
       Так к концу ХХ столетия во многих развитых странах мира ведущей стратегией в развитии образования детей с особыми потребностями стало интегрированное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ОВЗ создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение.
      Развитие интегрированного воспитания и обучения создает особые взаимоотношения между массовым и специальным образованием, стирая границы между ними. «Интегративное» образование предполагает создание как коррекционных классов в массовых школах, так и групп в детских садах. Естественно, при этом сохраняются особые требования к организации предметно-пространственной среды детского сада. Помимо прочего, за детьми, имеющими отклонения в развитии какого-либо вида, сохраняется необходимая специализированная психолого-педагогическая помощь. Данный вид ДОУ позволяет уделить особое внимание интеграции детей раннего возраста, что поможет ребенку с ОВЗ достигнуть равного или близкого возрастной норме уровня развития, а также как можно раньше влиться в среду нормально развивающихся сверстников, тем самым способствуя адаптации всех дошкольников.
      Интеграция не должна осуществляться стихийно. Условиями интегрированного обучения и воспитания служат:
      - создание корреционно-развивающей, предметно-пространственной и социальной среды, обеспечивающей стимулирование эмоционального, сенсорного, моторного и когнитивного развития детей с особенностями психофизического развития в соответствии с их потребностями;
      - формирование адекватной возможностям детей с особенностями психофизического развития образовательной среды, что достигается обеспечением учреждением образования соответствующими учебными изданиями, индивидуальными техническими средствами обучения, необходимыми дидактическими средствами;
      - наличие кабинета учителя-дефектолога, оснащенного необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения и учебной литературой, а также оказание коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, направленной на исправление либо преодоление физических или психических нарушений;
           Основой  для психологической профилактики и коррекции проблем в общении детей становится игра – ведущая активная деятельность дошкольников. В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать определенные правила к конкретным ситуациям.
      Таким образом, интеграция может осуществляться именно при наличии в ДОУ соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения. Только совокупность данных условий обеспечивает, полноценную, грамотно организованную систему интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
     Главной особенностью работы с детьми с ОВЗ  является комплексный подход, который предполагает:
     - диагностическое изучение ребенка на момент поступления в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения;
      - взаимодействие с врачами-специалистами, особенно с невропатологом и психоневрологом, с целью контроля за состоянием воспитанника и своевременного оказания медицинской помощи;
      - построение разнообразных форм организованной образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, использование игровой мотивации на всех занятиях;
     - проведение занятий интегрированного характера, что предполагает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия;
     - использование индивидуально-дифференцированного подхода к детям с ОВЗ;  в рамках общего задания могут совпадать целевые установки, но способы выполнения задачи каждым ребенком могут быть различными, в зависимости от нарушений;
      - спиральное построение программы: на очередном этапе усложняются задачи работы, в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;
      - осуществление преемственности в работе психолога, воспитателя и дефектолога: на аналогичном материале, в рамках одной темы каждый специалист решает общие и специфические задачи;
      - обратную связь с семьёй для получения полной информации о развитии воспитанника и консультирование родителей.
      Организационными формами работы являются фронтальные и  групповые занятия, а также занятия малыми группами и индивидуальными. Во время специальных занятий в ДОУ создаются оптимальные условия для реализации индивидуально-дифференцированного подхода к детям с ОВЗ. Непосредственную помощь воспитателю в организации образовательного процесса оказывают специалисты. Проводят семинары-практикумы и тренинги, разрабатывают памятки.
      Кроме того в ДОУ ведется психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития, которое:
- дает оценку социальной ситуации развития ребенка с ОВЗ;
-  осуществляет мониторинг успешности протекания процесса интегрированного обучения и воспитания, взаимодействие с семьёй ребенка.
Процесс социализации сложен для детей с различными проблемами развития. Здесь на первый план выдви­гается проблема подготовки этих детей к самостоятельной жизни и работе, т.е. интеграция их в окружающий социум, в сообщество обычных детей, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения и воспитания. Инте­грация детей с проблемами в общество предполагает:
-         воздействие общества и социальной среды на личность ребенка;
-         активное участие в этом процессе самого ребенка;
-         совершенствование самого общества.
Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:
- коммуникативный компонент – овладение языком и речью.
- познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности.
-поведенческий компонент – усвоение индивидуумом модели поведения.
- ценностный компонент – отношение индивидуума к ценностям общества.
Современные исследователи  рассматривают социализацию ребенка в триединстве ее проявления:
- адаптация к социальному миру;
- интеграция и принятие социального мира как данности;
-дифференциация – способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем.
 
 
В процессе социализации детей выделяются следующие особенности:
  1. В отличие от взрослых, которые способны к самоуправлению, у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум.
  2. Взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения.
  3. Социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определенных правил и требований.
  4. Социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками; у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.
Своевременная и успешная социализация ребенка с ОВЗ прежде всего предупреждает развитие девиантного поведения, купирует возможные психологические проблемы ребенка в общении с людьми и способствует самореализации будущих граждан. В ходе социализации ребенок усваивает основные черты сознания и поведения, культивируемые в обществе. Детское дошкольное учреждение - один из важнейших социальных институтов, где ребенок приобретает знания, умения, навыки, превращается из индивида в личность.
Коррекционно-развивающие занятия планируются так, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья имели возможность взаимодействовать со взрослыми, с другими детьми с проблемами в развитии, а также, благодаря инклюзии, - с более сохранными сверстниками, что необходимо для формирования умения работать в коллективе под контролем и с помощью педагога или родителя. Специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду проводится поэтапно и планомерно, начинается с эпизодической интеграции, затем организуются регулярные контакты детей с ограниченными возможностями здоровья с их более сохранными сверстниками.
Социализация ребёнка осуществляется в процессе различных видов детской деятельности, главной из которых является игровая деятельность. При всей своей традиционности она должна оставаться ведущей в формировании личности ребёнка, так как игра является самым естественным видом деятельности для дошкольника и младшего школьника. Игра является тем связующим звеном, по которому, как по мостику, воспитанник детского сада переходит в начальную школу.
Игра стимулирует творческую активность детей, формирует у них навыки социального поведения, организации жизненного пространства, взаимодействия с миром, результатом которого выступают социально важные навыки, в том числе и эмоциональный тренинг.
Сущность детской игры заключается в выполнении какой-нибудь социальной роли. Игра способна помочь ребёнку освоить социальный опыт предыдущих поколений, развить способность соотносить общественные и собственные ценности.
Формы игровой деятельности разнообразны:
  • сюжетно-ролевая игра,
  • игра-драматизация,
  • игра-инсценировка,
  • игра-импровизация,
  • игра-аттракцион,
  • игра-путешествие,
  • игра-фантазия,
  • подвижная игра.
Игра – это вид социального поведения, искусственно сконструированного в виде модели. В организации игры с детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются ситуации, обеспечивающие целенаправленное развитие качеств, которые либо особенно важны данному ребёнку или группе детей в их практической деятельности, либо оказались слабо развитыми.
Рассматривая интеграцию   и социализацию детей с ОВЗ в образовательном пространстве, особая роль отводится  способности ребёнка встроиться, вписаться в общество, занять в нём определённое место, с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для педагогов является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.
Литература:
1.Инклюзивное образование. Выпуск 4 / Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду/ Москва. Центр «Школьная книга»,2010
  1. Основы специальной психологии/Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2003
  2. Психокоррекция и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998
  3. Модели организации воспитания и обучения детей с ОВЗ /Н.В. Микляева, Е.В. Досугова /библиотека воспитателя, ТЦ «Сфера». М., 2012
  4. Инклюзивные и интегрированные группы: приоритеты современных родителей и оценка педагогов / Н.В. Микляева/библиотека воспитателя, ТЦ «Сфера». М., 2012