Подготовила:
учитель - дефектолог Прохорцева Г.В.


Природная любознательность присуща всем детям. Путём бесконечных вопросов и исследований ребёнок расширяет свои представления об окружающем мире. При этом данное качество можно и нужно воспитывать. Во многом от взрослого зависит, будут ли познавательные интересы ребёнка крепнуть и развиваться или останутся незамеченными.
  В толковом словаре Д.Н.Ушакова любознательность - это стремление к приобретению новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. Жажда новых знаний играет важную роль в жизни ребёнка, облегчает познание, в том числе и учёбу, в прoцессе которой включается внимание, мышление, память. Все эти познавательные процессы сопровождаются эмоцией радости, ребёнок получает удовольствие, не устаёт.
Если взрослый  ругает малыша за попытки разобрать новую машину, то познавательные интересы будут подавляться. Ели же любознательность не развита, познавательная деятельность вызывает чувство насилия над собой, неудовольствие, страдание. Ребёнок трудно удерживает внимание, плохо понимает и не запоминает учебный материал.
Поэтому любознательность как личностная черта возникает  на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания.
Как же воспитывать любознательность? Вот некоторые способы развития любознательности.
  1. Активная поддержка взрослым эмоции интереса, радости, удивления, проявленных самим ребёнком.
  2. Внимание к вопросам дошкольника. Радуйтесь детским  вопросам, отвечайте на них  полно и доступно.
  3. Передача ему собственного интереса, удивление и радость от наблюдений, исследований или создания чего-то нового.
  4. Проявление уважения, ценностного отношения к людям, сделавшим открытия, изобретения, придумавшим новшества.
Взрослому очень важно проявлять уважение к поделкам ребёнка, его догадкам, открытиям и увлечениям!
Любознательность – основа интереса к знаниям, к обучению, к познанию всего нового. Не у всех детей любознательность развита на должном уровне, что и является одной из причин трудностей обучения. 

Первый этап развития любознательности – это интерес к окружающему миру. Для развития интереса, малыш должен уметь передвигаться, иметь доступность к предметам быта и игрушкам, т.е. среда должна быть насыщенной в соответствие с возрастом и развивающей
Второй этап развития любознательности – это любопытство, боле глубокое познание всего, что находится рядом, а также расширение границ познания мира.
Стадия любознательности характеризуется тем, что ребенок начинает не только спрашивать, но и делиться знаниями с другими людьми. Его цель – не удивить их, а получить дополнительную информацию. Технология развития любознательности всегда базируется на возможности познавать мир, получать сведения от взрослых в безопасных для себя условиях.
Упражнения для развития любознательности
 
Вот некоторые упражнения и игры, развивающие любознательность у детей.
  1. Цепочки вопросов.
Можно поменяться с ребенком ролями и начать задавать вопросы ему по выбранной теме и в виде непрерывной логической цепочки. Первым вопросом, например, будет: «Откуда берется вода в пруду?» Ребенок, отвечает, что она накапливается, когда идет дождь. Следующим вопросом может быть: «Почему идет дождь?» Ребенок должен отвечать на вопросы до тех пор, пока знает ответ. Если цепочка прерывается и малыш не знает ответа на очередной вопрос, можно ответить самим и объяснить ребенку. Ваш родительский авторитет возрастет, а у ребенка повысится тяга к знаниям.
Если вы и сами не знаете ответа на какой-то вопрос, признайтесь в этом малышу. Возможно, позже вы вместе найдете правильный ответ. Цепочки вопросов могут быть построены на совершенно любые темы. Первый вопрос вы можете придумать сами или взять за основу вопрос ребенка. Ведь наверняка у него уже есть кокой-то ответ.
  1. Что чем пахнет.
Нужно заранее приготовить предметы, которые имеют характерный запах (например, мыло, лимон, мамин крем, чеснок, лавровый лист и т. п.). Затем вместе с ребенком надо рассмотреть эти предметы, понюхать и попытаться определить запах: кислый - сладкий, съедобный - несъедобный, приятный - неприятный.
Затем малышу завязывают глаза, и он пытается по запаху определить предмет. Можно дать ему понюхать не лимон, а какое-нибудь косметическое средство с запахом лимона или же дать понюхать предмет, который вы перед этим вместе не разбирали.
  1. Вопросы по картинке.
Ребенку дают рассмотреть любую картинку, на которой запечатлен какой-то сюжет (например, сценка из жизни детей), и предлагают задавать взрослым любые вопросы по этой картинке. Если взрослые не смогут ответить на очередной вопрос, то победа достается ребенку.
После того как все вопросы, интересующие ребенка, будут заданы, можно предложить ему составить небольшой рассказ по этой картинке, используя, кроме того, что на ней изображено, полученные новые знания.
  1. Попробуй представить.
Взрослый предлагает ребенку представить себя каким-нибудь предметом или вещью и попробовать рассказать, как ей сейчас живется, что-нибудь о ее прошлом и будущем.
 
  1. Жили-были.
Это упражнение несколько похоже на предыдущее. Вы произносите первую часть фразы, которая начинается слонами «Жили-были...», а ребенок заканчивает ее, придумывая, что же стало потом с этим предметом из начатой фразы. Например, вы говорите: «Жило-было зернышко, что с ним потом стало?» Ребенок отвечает: «Из чего вырос колосок», «Жил-был теленок, что с ним потом стало?» «Он стал бычком» и т. д.
  1. Новые идеи.
Взрослый предлагает ребенку придумать новое применение обычным предметам - пластиковым стаканчикам, пустым коробочкам, полиэтиленовым крышкам, гвоздикам и т. п.
  1. Приставки.
Вы называете ребенку слова, к которым он придумывает подходящие приставки (начало), например брать забрать, лечь - прилечь, есть - доесть, ход - поход и т. д.
  1. Суффиксы.
Вы называете различные существительные и предлагаете ребенку называть их в уменъшительно-ласкательной форме или, наоборот, называть их «устрашающий» вариант. Например: игрушка - игрушечка, кот - котик, воробей - воробушек, игрушка - игрушечка, кот - котище, воробей - воробьище и т.д.
  1. Сравним и обобщим.
Взрослый спрашивает, например, что бывает высоким. Ребенок может ответить, что высоким бывают дерево, дом, человек. Дальше можно спросить, что выше: дом или человек. Так ребенок научится сравнивать и обобщать. Сначала можно спрашивать только одну характеристику (высокий, широкий). Это могут быть цвет, форма предмета и любые другие качества. Правильных ответов может быть несколько, и чем их больше, тем лучше. Затем можно попробовать задавать сразу несколько характеристик, например: «Что бывает красным и круглым?» (Например, яблок). Можно сделать наоборот, попросив ребенка описать игрушку или любой предмет, указав как можно больше ее качеств: цвет, форму, размер, ощущение на ощупь, материал, из которого он сделан. Если ребенок затрудняется с ответом, ему нужно помочь.

Игры развития любознательности
 

  1. Закончи фразу.
Для игры нужны несколько человек или хотя бы один взрослый и один ребенок, а также мячик или любой другой предмет, например игрушка. Первый игрок начинает фразу и передает второму игрушку или кидает мячик, например: «Сливы растут на дереве, а картошка ,..», «Летом листья на дереве зеленые, а осенью ...» и т. п. Когда ребенок продолжает фразу, он возвращает игрушку или мячик обратно (если играющих двое), либо начинает свою фразу и передает игрушку следующему игроку, если играют несколько человек.
  1. Закончи слово.
Игра сходна с предыдущей, и достаточно двух человек - ребенка и взрослого. Взрослый говорит первый слог, а ребенок продолжает слово. Причем первый слог может быть одинаков для нескольких слов, а попытка придумать как можно больше концовок пополнит словарный запас малыша. Потом можно поменяться ролями, и первый слог будет говорить ребенок, а вы - продолжать слово.
  1. Что лишнее.
Играть можно вдвоем с ребенком или большим количеством человек. Взрослый называет три слова, два из которых похожи, относятся к одной группе, а третье лишнее (например, «кукла», «машинка», «портфель»). Ребенок должен попять, что кукла и машинка - это игрушки, а портфель - нет. Для малышей примеры должны быть достаточно легкими, чтобы малыш догадался, какое слово лишнее. Еще примеры: автобус, лошадь, трамвай; береза, елка, одуванчик; журнал, книжка, раскраска и т. п.
  1. Кто что делает.
Если с первого года жизни вы учили ребенка, какие звуки издают разные животные, то теперь задача усложняется. Вы задаете ребенку вопрос: «Что делает водитель, повар, врач и т. д.?» Вначале лучше спрашивать о профессиях, из которых следует ответ (водитель водит, уборщик убирает и т. п.), а затем - о более сложных, Нужно называть и незнакомые малышу профессии и рассказывать о них. Можно спросить подряд, что делает водитель и машинист, а йотом объяснить ребенку разницу между этими двумя профессиями.
  1. Летает - не летает.
В игру играют несколько детей или же дети и взрослый (мама, воспитательница), выбирается один ведущий, Он начинает быстро задавать вопросы «Воробей летает?», «Вертолет летает?», «Скамейка летает?». Дети должны отвечать мгновенно, говоря «Да» или «Нет», кивая или мотая головой (только осторожно), или реагируя как-то по-другому, как договорятся. Можно делать шаг вперед, если достаточно места, или подниматься на одну ступеньку вверх, если есть лесенка. Заранее договариваются о месте, на котором игра закончится, когда все играющие до него дойдут.
  1. Мини-викторина.
В эту игру интереснее играть не меньше, чем втроем. Для игры понадобятся любые мелкие предметы в довольно большом количестве, которые будут фишками для начисления баллов. Это могут быть пуговицы, монетки. Ведущий задает вопрос, а игроки по очереди дают разные ответы на вопрос и получают фишки за правильные ответы. Например, ведущий может спросить: «Что растет на дереве?» (яблоко, груша, вишня), «Что можно рассказать?» (сказку, рассказ, историю); «С кем можно играть?" (с друзьями, животными) и т. п.
  1. Игра с картинками.
Для этой игры нужно взять несколько сюжетных картинок (например, изображающих сценки из детских сказок). Один из играющих загадывает какую-нибудь деталь изображения (мяч, зайчик, Колобок). Второй должен задавать наводящие вопросы и угадать, что загадал первый играющий.
Например, загадана репка. Малыш может спрашивать: «Это живое или неживое?», «Это растение?», «Какого цвета?», «Оно съедобное?»
Для начала, чтобы дети поняли суть игры, можно поменяться ролями. Они загадают какой-то предметна картинке, а вы зададите как можно больше вопросов, чтобы его отгадать.
  1. Собираем но частям.
В игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Взрослый называет признаки предмета, описывает его, но не называет, а ребенок должен догадаться, о чем речь. Например: парты, учитель, дети; сиденье, колеса, руль и т. п.
Если играют несколько детей и игра будет проводиться несколько раз (например, в группе детского сада), можно заготовить необходимое количество карточек с изображениями различных предметов. Играющим раздают по одной карточке так, чтобы изображение видел только тот ребенок, кому дали карточку. Затем каждый играющий, не показывая никому карточку, описывает предмет, изображенный на пей. Остальные игроки должны угадать, какой предмет описал их товарищ.
  1. Отгадай предмет по описанию.
Эта игра похожа на предыдущую, но более сложная. Предмет описывается не только существительными, но и прилагательными. Например, домашнее животное, пушистое, ласковое, когда его гладят, мурлычет; длинный, зеленый, растет на грядке, можно съесть в салате или засолить; транспорт, возит людей и грузы, летает и т. п.
  1. Отгадай, кто мой друг.
Для этой игры, в которую интереснее играть с несколькими детьми, нужно заранее заготовить карточки с изображениями зверей, птиц, насекомых. Каждому- ребенку раздают по карточке, которую он не показывает остальным, а представляет изображенное животное своим другом и придумывает о нем короткий рассказ, который и излагает остальным играющим. Они должны догадаться, о ком идет речь.
Например, на карточке изображен пес. Ребенок рассказывает: «У меня есть друг, его зовут Борис. Он большой, лохматый и добрый. Мы вместе ходим гулять. Он любит есть мясо и грызть кости». Остальные дети должны дать правильный ответ.
  1. Найди букву,
Подходит для более старших детей. Ребенку дается книга или статья, напечатанная достаточно крупным шрифтом, и предлагается подчеркнуть или обвести определенную букву, например «а», «о», «п». Затем вы проверяете выполненное задание, подсчитываете количество пропущенных ребенком «нужных» букв и ставите ему «оценку». Постепенно задание можно усложнить, чтобы ребенок искал сочетания букв, слоги, целые слова. Это задание задается дошколятам при зачислении их в школу. Игра тренирует внимательность ребенка и одновременно он запоминает буквы.

  Заключение
Играя с ребенком в развивающие игры, все же делайте ему некоторые уступки и хвалите за верные ответы и здоровое любопытство. Подведите его к мысли о том, что он уже взрослый, умный. Это укрепит не только его самооценку, но и стремление к получению новых знаний, разовьет его внимательность, речь и логическое мышление.
Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.

Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.

Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.

Устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время, когда начат переход к обучению в школе детей с 6 лет.