Подготовила: учитель-дефектолог
Прохорцева Г.В.

Современные образовательные технологии  и использование их в ДОО

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.
          Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей.
      Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
 Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.             
   К числу современных образовательных технологий можно отнести:
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технологии исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровые технологии;
  • технология «ТРИЗ»
Здоровьесберегающие технологии
           Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей:
  • они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;
  • они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая), закаливания, динамических пауз,  су – джок терапии;
  • они могут знакомить с культурой здоровья;
  • они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, коррекционную ритмику, физкультурные занятия;
  • они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий.
Технологии проектной деятельности
            Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом.
Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.
Проекты различаются:
  • по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
  • по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое;
  • по количеству участников: индивидуальный, парный, подгрупповой, групповой;
  • по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
Технологии исследовательской деятельности
          Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
  • наблюдения;
  • беседы; опыты;
  • дидактические игры;
  • моделирование ситуаций;
  • трудовые поручения, действия.
Информационно-коммуникационные технологии
          Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками».
          Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.
         В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.
При этом, вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.
Личностно-ориентированные технологии
        Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.
Личностно-ориентированным подходом обладают программы, широко используемые в детских садах: «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства в отрочество».
Игровые технологии
         Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те:
  • которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
  • которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
  • которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
  • которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
Коррекционно – развивающие технологии
Коррекционная ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ. Направлена на отработку лексического материала , общей, мелкой  и речевой моторики, через сочетания слов, музыки и движений. Проводится совместно с музыкальным  руководителем.
Песочная психотерапия
Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
Технология «ТРИЗ»
«ТРИЗ»  - теорию решения изобретательных задач(созданная Г. С. Альтшулером).
Это  использование нетрадиционных  форм работы, которые ставят ребенка в
позицию думающего человека. Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня, и в достаточной степени гарантируют формирование исследовательских умений у детей.
Целью использования данной технологии в детском саду  является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне.
 
Заключение.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное бучение в школе.
Применение  современных образовательных  технологий в коррекционной работе с детьми  помогают  влиять
  • на качество воспитательно - образовательного процесса и позволяют осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью;
  • на повышение эффективности воспитания и обучения детей ;
  • на снятие отрицательных последствий образования.
  • А также игровые технологии способствуют развитию речи, памяти, мышления, оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка.
 
И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза  Диккенса
Человек не может по-настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!